В этой заметке я очень кратко изложил принципы восприятия текста, обозначив пять, на мой взгляд, самых базовых пунктов. Сразу отмечу, что я не занимаюсь кликбейтами по типу: делайте так, и вас ждёт успешный успех. Статья несёт сугубо рекомендательный характер.
Как сделать читабельнее. Пять советов. Раздел фоники.
1. При чтении (даже про себя) язык спотыкается, если подряд стоит много согласных. Можно уменьшить количество слов и словосочетаний, в которых согласные по три и более кряду:
ВДРуГ ВЗДРогнул ВЗГРустнувший и т.д.
Учитывайте и стыки слов: коВШ ШКРябал; моРЖ Жевал и т.д.
2. Три и более гласных подряд усложняют понимание. Текст как бы «зияет»:
А УЕдиненИЯ И Я Ожидаю.
3. Следите за ударениями. Если они частые и подряд (много коротких слов), текст выглядит дроблёным, будто стучит барабан:
жУк Ел бУк. пахАл нАш вАся И устАл.
Если ударения редкие (много длинных слов подряд) — текст получается монотонным, тягучим, охота зевнуть:
выдаЮщиеся искусствовЕды останАвливаются в чебоксАрах.
4. Парцелляция. Следуйте принципу: одно предложение — одна мысль. Не бойтесь поставить лишний раз точку вместо запятой. Если информация дробится и разделяется по пунктам с помощью точки, то и читатель делает необходимую паузу — лучше осмысливает.
5. Уменьшить количество аллитераций. Аллитерация — это когда одинаковые или схожие согласные звуки кучкуются рядом:
СолоВей СВиСтнул не Со ВСеми, а по-СВоему.
Аллитерация приветствуется в поэзии, т.к. создаёт определённое гармоничное звучание, но сильно отвлекает внимание в прозе, и плавное чтение натыкается на рифы. Если вы не преследуете определённых художественных целей, аллитераций лучше избегать.
Послесловие:
Конечно же, всегда есть исключения, своё видение, свой стиль. Вспомним Льва Николаевича и его предложения размером в добрый абзац. Тем не менее, он чувствовал и задавал ритм. Его читать легко и приятно.
Строго запариваться какими-то принципами стилистики могут позволить себе лишь фанатики. Например, Довлатов, у которого в одном предложении никогда не было слов, начинавшихся на одну и ту же букву. Но ещё большее количество авторов себя строгими рамками не ограничивали и, тем не менее, писали прекрасную прозу. Чего и вам желаю.
Вы меня знаете давно.
И мои шедевры в поэзии тоже, наверное читывали.
И вообразите, что я полезу в редакторы поэзии?
Ну хоть как-то нужно оценивать свои возможности?
Даже если
Не все довольные... Некоторые уходили на 4 года из-за дубины, которая попала в резвые руки!
Яремчук по сравнению с Германом - Лев Толстой! Он может сам написать аж три фразы, иногда! )
Беда, если серьезно, в невольной, я так хочу думать, дискредитации терминов.
Понятно, что мы артисты самодеятельные. Но уж хоть какая-то писанина должна быть на странице "редактора"? )