№ 2024 / 7, 24.02.2024 Литературная Россия, интернет портал
Андрей Рудалёв
Специальная военная операция расколола российское литературное сообщество. Многие литераторы, в том числе из тех, кто активно продвигался, получал премии и награды, экранизировался, ныне отреклись от своей страны и либо открыто поддержали нашего военного противника, либо заняли выжидающую позицию. Почти все литературные структуры показательно игнорируют происходящее, демонстрируют нейтралитет, зачастую агрессивный. Мы считаем это следствием неадекватности прежних форм литературной политики, их несоответствия духу времени.
Но есть авторы, кто остался верен Родине и своему народу. Именно с их творческой работой связано новое и здоровое, что появилось в литературе за эти два года. Первой была оформлена в сложившееся течение военная поэзия – именно она породила такой читательский интерес к стихам, какого не было уже несколько десятилетий. Сейчас ее нагоняет волна фронтовых очерков и окопной прозы.
Чтобы открыто поддержать свою страну, нужна известная смелость, что уже говорит о том, по каким извращенным законам развивалась в последние десятилетия российская культура. Писателей, занявших позицию государства, третируют как наемных пропагандистов, «певцов войны», перед ними закрылись двери журналов и издательств, в которых они прежде печатались, книжных ярмарок и фестивалей, телевизионных передач и радиостанций, где они прежде выступали.
Неудивительно, что патриотически настроенные писатели, поэты, критики, будучи выброшенными из прежнего, «дофевральского» литературного процесса, стали действовать сообща, стремясь найти свое место в общественном поле. Сперва этот союз казался ситуативным, ведь речь идет о людях разных эстетических взглядов, традиций, школ, наконец, разных поколений. Но сегодня, в начале третьего года СВО, мы признаем, что наше устойчивое сущностное единство прошло проверку временем, и заявляем о существовании нового коллективного субъекта в литературе – «Союза 24 февраля».
Утверждая свою субъектность, мы тем самым говорим, что нам тесно в рамках существующих институций. Мы ценим свободу, но нам противно квазилиберальное презрение к стране и народу. Мы чтим традицию, но понимаем ее шире, чем те бюрократы от литературы, кто хотел бы монополизировать и монетизировать понятие патриотизма. И мы отвергаем равнодушие и малодушие, выражающиеся в дистанцировании от темы СВО.
Цеховая замкнутость, экспертократия довела русскую литературу до крайней степени отчуждения от читателя. Поэтому мы за выход к аудитории, за непосредственное общение с читателем. Установка «народ не поймет» – неверна в принципе. В обществе созрел запрос на серьезный и правдивый разговор о человеке, его месте в истории, его предназначении, – чем, собственно, и славилась всегда русская литература. В развернувшейся реальности писателями должен быть сформирован новый отечественный эпос.
Мы против монополизма и сами не стремимся к монополии. Мы за диалог и дискуссионное поле. Мы заявляем, что свобода творчества – основа творчества, а писатель в акте творения обладает правом на политический и социальный иммунитет, но творчество бесплодно без осознания ответственности перед читателем, страной и временем.
Потому нам кажется опасным подход, при котором литература как предмет государственного регулирования – это книжная отрасль и ничего более. Литература – территория формирования смыслов, идей. Это большая работа по осознанию современности в общем цивилизационном контексте и формированию образа будущего.
Мы считаем, что государство имеет возможность четко заявить о своих интересах в литературе, а не пускать процессы на самотек. Государство должно прекратить тратить средства на демонстративно политически нейтральные проекты в сфере литературы, не говоря о финансировании тех, кто занимается откровенным саботажем или культурной диверсией. Сейчас же государственная помощь если на что и ориентирована, то не на поиск новых имен, новых форм, новых концепций, новых парадигм, а на отработку ранее сформированной идеологической повестки, уходящей корнями в девяностые. Мы настаиваем, что культурная безопасность страны – это государственная задача.
«Союз 24 февраля» считает, что литература – неотъемлемая часть культуры и, более того, ее смысловая основа. Воссоединение литературы с остальными сферами культуры позволит государству задавать творческому сообществу приоритеты на основе наших национальных ценностей, одновременно и традиционных и новаторских.
Мы будем стремиться к созданию собственных институций, к созданию взаимообусловленного ряда творческих проектов (таких как литературные журналы, премии, фестивали и т. п.), а также к ответственному поиску новых форм бытования литературы, в том числе построенных на сотрудничестве с другими видами культуры.
Мы не ждем от государства материальных пособий. Мы рассчитываем быть полезными своей стране и ожидаем помощи в нашей работе, например, в издании и распространении книг и журналов.
Вместе с тем мы бы хотели заявить о перспективах более широких: СВО рано или поздно закончится, уверены, нашей Победой, но и с ней наболевшие вопросы организации литературного дела в стране сами собой не рассосутся. Поэтому наш союз – всерьез и надолго.
Мы, «Союз 24 февраля», заинтересованы в максимальном расширении нашего круга за счет всех, кто поддерживает наши взгляды и принципы.
Мы не за себя – мы за всех, кому дорого само понятие Отечества. Мы за тех, кто в эти трудные дни и годы остается со своей армией и своим народом.
Дмитрий Артис
Мария Ватутина
Олег Демидов
Анна Долгарева
Игорь Караулов
Алексей Колобродов
Павел Крусанов
Вадим Левенталь
Игорь Малышев
Дмитрий Мурзин
Даниэль Орлов
Алексей Остудин
Александр Пелевин
Андрей Рудалёв
Герман Садулаев
Дмитрий Филиппов
Очередной передел государственных заказов.
Вот например нет тут - ни Ольги Старушко, ни Лауры Цаголовы, ни Дмитрия Мальянца, ни Юнны Мориц, никого...
И слава Богу.
Там два поэта - Филиппов (кажется) и Артис. Что они там делают - не понятно.
Филиппов вообще на фронте, он не вникает в эти дрязги и переделы сфер информационного поля.
Артис недавно с фронта, добрый человек, прекрасный поэт.
Аппетиты у этого "Комитета по определению на глаз уровня патриотической искренности" большие, хватка бульдожья. Уже даже кое-кого затоптали.
Андрей Сизых
26 фев 2024 в 10:09
От себя - про "Союз 24 февраля"
Ингвар Коротков
24 фев 2024 в 20:10
Крестный отец подзаборной литературы
"Городец", "Люмбус-пресс". Что вы хотите? Капитализм. Ясно, что Левенталь не дотягивает до лучших образцов подобной прозы. Но в конституции сказано: никакой цензуры. Всё, круг замкнулся. Придраться не к чему. За что боролись, на то и напоролись. Секс никогда не был движущей силой человека. Секс не развивает голову. Это просто удовольствие, доступной всем от червей, до собак и кошек, ну и человек там же. Но секс не двигатель прогресса.
Я вам приведу еще один пример. В Харькове ОЛДИ проводили съезды писателей "Звездный мост". НО... кого они выбирали? Поголовно графоманов. И здесь возникает вопрос, а почему? Два варианта: 1. то ли ОЛДИ глупцы, то ли 2. он намеренно ухудшали русскую литературу. А это уже провокация и диверсия против нравственности русского народа. Вот и всё. Всё очень просто. А кто стоял за ними? Правильно. ЭКСМО и АСТ. Они платили за музыку. Новиков вам не скажет правду. Вполне реально, что ЭКСМО и АСТ получали мзду от Сороса за графоманию на "Звездно мосте". Никто из издателей НЕ ИЩЕТ ТАЛАНТЫ. Никто. Напротив. Издатели замыливают таких людей, не дают им хода и просто ждут, когда они вымрут. Это нравственная и моральная диверсия против русского народа.
Вы пишете правильно. Но где вы видели литераторов, прошедших СВО? И вообще, почему литераторов, а не писателей. Хороший писатель - это штучный материал. Поляков писать НЕ УМЕЕТ. Он элементарно не дотягивает до классной прозы. А Бурляев, (это который Николай? Тарковский?) никогда не писал ни рассказов, ни романов. Он занимался кино и женщинами. И какой результат? Никакой. Юрий Нагибин и Юрий Казаков в конце жизни довольствовались уборщицами. А это значит, что они (большие писатели) НЕ РАЗВИВАЛИСь.
Можно красиво говорить, но не уметь писатель так же красиво. 90% "писателей" не умеют писать, но трепаться могут напропалую.
После Великой Отечественной войны сколько было писателей высокого класса? На пальцах одной руки можно пересчитать. Писатель - это ДАР. Просто так не не дается. И не каждому дается. Так вот, пока издатели не будут искать таких одаренных писателей, русская литература будет прозябать в забвении.
У меня несколько таких людей знакомых. Поэты, прозаики. Писали, воевали, жили там. Глеб Бобров, например. Его тоже долго "не замечали", хотя его книгой мы зачитывались еще за несколько лет до войны. В окопке. ру висела, скачивали бесплатно.
Насчет Полякова не согласен. Но это вопрос вкуса.
Я согласен с тем что ДАР это дар, так же смотрю на это.
Чиновники не обязаны быть гениями. Но обязаны видеть хорошую литературу и помогать ей дойти до читателя.
Поэт (и шире писатель) не обязательно обязан быть связан со СВО - хорошая литература это хорошая литература. И СВО не сделает бездарного графомана талантливым, и тем более гениальным.
Что касается вот этого "комитета" - я к нему отношусь с иронией. Начиная от его состава где полно бездарей и сомнительных людей - до "документа", который - мягко говоря - вызывает скептическую улыбку.
Одна богемка свалила, вторая пристраивается к корыту и уже истребляет вокруг себя всё, что им может составить конкуренцию. Мало того, наблюдается попытка "рулить литературой" и устраивать "свою цензуру". Короче... Печально это будет, если эти товарищи дорвутся до "патриотических пряников".
Литература как таковая им не нужна. Слоны в посудной лавке.
Вот и всё.
Но то что все сдвинулось, это хорошо! Пена сойдет, все устаканится.Как надо. Надо собирать ВСЕХ. А там потом разбираться. Кто есть кто, чем дышит, что может.
Логично. А как чиновник может знать критерии той же самой хорошей литературы? Как, если он не ощущает ее и не понимает ее. На ровне инстинкта и хорошего вкуса - да, может быть, но этого мало. У чиновника должен быть консультант, априори с хорошими данными. А кто может быть таким консультантом? Тогда первоклассный писатель, который может объяснить нюансы прозы.
Комитет тоже вызывает у меня вопросы. Я видел пару человек (поэтов) на выступлении. Они не произвели на меня впечатление. Получается, что под политический шумок одна компашка меняет другую. Вот и всё.
Должна быть соответствующая структура. Экспертные советы. Вот там да, писатели и все такое. Ну еще и издательское чутье. Таким был Твардовский, например. Без зависти, без комплексов, с совестью. Но такие как Твардовский - редкость.
Любые структуры загнивают, когда люди там с гнильцой.
А так-то да, одна компашка надеется заменить другую, и занимается этим не первый день. Я еще год назад наверное писал об этом. Аккуратно писал, думал рассосется. А оно наоборот, уже такой карбункул надулся)
Жизнь все поставит на свои места.
Победят бескорыстные.
Если вспомнить историю с Игорем Минаковым в Эксмо, в отделе фантастики, то ваши суждения более чем верны. Такая же или очень похожая история произошла с Леонидом Шкуровичем, его турнули их ЭКСМО Он перебежал в "Вече". Теперь в - "Азбуке-Аттикус".
Понятно, что литература зависит от личных качеств человека. Тогда получается, что весь слой современных редакционных работников как минимум безнравственны. Новиков вызывает заместителя и говорит, мне нужны деньги. Бу сделано, отвечает заместитель, и придумывает схему, безнравственную, конечно, которая дает возможность нарастить продажу книг. Всё. Новиков доволен, заместитель доволен. Одна русская литература в загоне. Такая примерно схема.
Твардовский был личностью. Где вы сейчас таких найдете? Все поголовно проныры и жулики.
Конечно все начинается с творчества) Культура прежде всего. Я конечно за, только вот
поэты и писатели по своей сути, шизофреники и выдают потому перлы)
Всё, что вы написали, существует и теперь...даже когда СВО. Ведь сайт то международный?
Да , Дума утвердила закон, что все кто продаёт рекламу, должны обходить инагентов.
Если сайт международный не избавится от пагубного влияния , якобы российских поэтов, то
отключат вообще рекламу и на сайт повесят звание инагента)
Когда идёт СВО и Россия ходит по сумеречной зоне, то никакие тут на сайте враги не нужны
На основе текстов то и происходит пропаганда.
Как я заметила, во власти идут постоянные рокировки.
А в 2020 году случился тихий госпереворот во власти.
Как ты думаешь, все пряники , типа материнского капитала от МВФ ?))
Ой не думаю...да и чё спешить то. Там, где говорят по русски и есть Россия)
Заберем окраину Руси и соединим три русских народа. А всякая шелупонь пусть наслаждается
враньём с гугла)
Вы так сумбурно пишете, что вас трудно понять. Вы когда-нибудь руководили коллективом? Между людьми всегда возникают трения. Это естественно. Поэтому чаще всегда на руководящие должности ставят того, кому доверяют.
Материнский капитал - чисто русское производной. Причем здесь МВФ? И это не пряник. Это выстраивание системы для возрождения нации.
Несомненно, что бандерию уничтожат и очистят умы так, как сделали в Чечне: вложили большие деньги и нашли правильных людей. Вот и всё. Человек легко поддается пропаганде. Ошибка коммунистов заключалась в том, что они поверили Западу.
Да, я пишу конспектом) Многие так авторы пишут...Но я не популистка))
Вы когда-нибудь руководили коллективом?
Да, конечно. 25 человек. Ухайдакалась плавать между Содрой и криминалом) Предприятие было на Западе.
Материнский капитал - чисто русское производной. Причем здесь МВФ?
А теперь о главном. Я только в 16 году увидела новые деньги в РФ. Раньше , это были лишь билеты банка. РФ финансово была оккупирована МВФ и её навязанные пункты были основой залога ЦБ.
Такие банки открыты по миру. А законы стали строчить именно после 2020 года, где ВВП
пандемию использовал для подготовки к войне.
Здесь несколько другая тема, увы, литературная. Я пишу романы больше сорока лет. Заканчиваю один, начинаю следующий. Администрирование мне не интересно. В нем нет развития.
Так всё литературное, это и есть обыденное)) Если почитаете Достоевского, там описан характер человека , тоже с обыденности. Не придумал же он образы сам? Творец должен просто быть философом- разбираться во всём. Чему тогда учит писатель?))
Мемуары меня не интересуют. Романы не только про любовь, а вообще про жизнь.,где
сопутствуют определённые знания, не только словарь нужных слов)
Иными словами вы хотите сказать, что всё мистическое описано обычными словами? Да, система передачи информации так и работает. НО... суть в том, КАК передать, КАКИМИ способами. Некоторые описания для вас наверняка станут открытием. Почитайте "Крылья Мастера/Ангел Маргариты". Я думаю, вы измените мнение.
Я тоже пишу прозу, но не романы...если нет темы и сценария не насилую себя))
Да, важно как подать материал. По первому листу понятно, читать дальше или нет)
Многие замечали не состыковки в профессии- чинила текст.
Значит писатель должен многое знать))
Писатель должен быть начитанным из разных сфер науки, искусства и философии, ну и прочее. Должен иметь представление, куда быстренько подсмотреть. Это несомненно. Но куда более важно иметь литературный слух, ассоциативное мышлением и уметь пользоваться авторскими приёмами.
Это я понимаю Мне жена все уши прожужжала насчет психологии Достоевского. Но слог у него ужасен. А некоторые страницы просто косноязычны настолько, что читать невозможно. Кстати, насчет психологии, в каждой классической прозе психология на уровне. Например, "Вся королевская рать". Там психологии очень много, и она хорошо сделана, с учетом музыкальности русского языка.
Нет , не любая литература) Тот кто не имеет режиссерские навыки, не могут писать каким то своим стилем . Только стандартная постановка сюжета, как учили в школе)Поверьте, читала я многих, и останавливалась после первой страницы.
Чтобы открыто поддержать свою страну, нужна известная смелость, что уже говорит о том, по каким извращенным законам развивалась в последние десятилетия российская культура. Писателей, занявших позицию государства, третируют как наемных пропагандистов, «певцов войны», перед ними закрылись двери журналов и издательств...
====================================================================
Да что вы говорите?!
Как интересно...
Простите, а вы и эти люди откуда - не из России же, в самом деле!
Или из какой-то другой России, лично мне неведомой. Ибо в той России, в которой живу я, все как раз строго наоборот!
Это лично ваше мнение или их русофобия кем-то законно установлена и документально оформлена?
Я вижу совершенно иное, к примеру: Z-поэзия прошла по стране как цунами, сейчас идет вторая волна, а за ней готовится и третья. Военно-патриотические фестивали, концерты, творческие "патриотические вечера" проводятся повсеместно - от Крыма до Норильска, от Смоленска до Камчатки. И какое издательство будет вкладывать деньги в "сомнительную литературу", которая завтра имеет шанс быть запрещенной и чьи книги будут изымать из библиотек и книжных магазинов?
Что-то вы путаете сами и путаете своих читателей.
Я же вам сказал, что я не хочу приводить примеры. Лень возиться. Те же люди, которые совсем недавно печатали русофобские тексты, сейчас печатают тексты противоположного содержания. И это всё те же самые издательства.
Уважаемый Александр, а кто меня туда примет? При всем при том, что я руками и зубами за Россию и, естественно, против бандеровской уКРАИНЫ, при всем при том, что я ежедневно РЕАЛЬНО рискую погибнуть от снарядов или ракет этой недоношенной страны, меня никто НЕ ЖДЕТ в рядах противников либералов. Всё выглядит так: одна литературная тусовка воспользовалась политической ситуацией и заявила о себе как силе, готовой поднять знамя возрождения Русской литературы. Я только за!!!. Однако если посмотреть, кто подписал это воззвание, то возникает вопрос, а причем здесь люди, которые пишут пасквили против России. Я имею ввиду Даниэля Орлов. Этот человек относился в племени капающих на мозги, ибо последний его роман явно сделан как критика России, со всякими страшными намеками. Совсем недавно он пользовался всеми благами разных либеральных премий, а здесь вдруг стал противником либералов. Это называется переобулся в прыжке. Получается, что тусовка молодых и борзых хочет вовремя присосаться к теоретическим деньгам или получить доступ к государственным издательствам. Меня там никто не ждет. Москвичи и петербуржцы в первых рядах. Однако надеюсь, что в правительстве понимают проблему и с учетом этого фактора будут выбрать управленцев не из столиц, ибо народец там ушлый и хитрый, а будут искать настоящих патриотов Родины.
Я рад за вас. Хоть что-то тронулось с места. За что ратуют люди? За создание государственных издательств. НО... если предположить, что такой издательстве в качестве директора сядет Даниэль Орлов или подобные ему, то ничего не изменится, ибо мышление эти людей УБОГОЕ. Они не видят литературы. Не понимают ее. И не разбираются в ней.
Вот например нет тут - ни Ольги Старушко, ни Лауры Цаголовы, ни Дмитрия Мальянца, ни Юнны Мориц, никого...
И слава Богу.
Там два поэта - Филиппов (кажется) и Артис. Что они там делают - не понятно.
Филиппов вообще на фронте, он не вникает в эти дрязги и переделы сфер информационного поля.
Артис недавно с фронта, добрый человек, прекрасный поэт.
Аппетиты у этого "Комитета по определению на глаз уровня патриотической искренности" большие, хватка бульдожья. Уже даже кое-кого затоптали.
Андрей Сизых
26 фев 2024 в 10:09
От себя - про "Союз 24 февраля"
Ингвар Коротков
24 фев 2024 в 20:10
Крестный отец подзаборной литературы