Этого юркого серого зверька знает каждый, поэтому нет необходимости описывать его внешность. Вместе с человеком он распространился по всему земному шару и живёт в качестве воришки и нахлебника от деревенских домов и сараев до современных громад многоэтажных зданий. Вездесущий, проворный и бесцеремонный зверёк.
Когда-то давно и у нас дома мыши на время очень распоясались, не боялись людей, чувствовали себя хозяевами, стали появляться при дневном свете, а уж ночью было их царство: воровство и порча продуктов, шумные, визгливые потасовки. Так было, пока не подросла наша кошка Миранда. Небольшая, но очень активная, прыгучая, а уж охотница страстная!
Настоящую войну объявила она серым плутишкам, и жизнь их стала опасна и очень тяжела. И всё-таки, несмотря на весь вред и неприятности, что они нам причиняли, в глубине души было жалко этих зверьков. Но что тут поделаешь, жизнь – не сказка.
У мышей вообще очень много врагов. За ними охотятся змеи. Их преследуют кровожадные ласки, горностаи и другие куньи, очень любят мышковать в полях лисицы, да и некоторые собаки не гнушаются такой охотой. Особенно сильно достаётся мышиному племени от сов и дневных хищных птиц. Но неприхотливость и необычайная плодовитость спасают их.
Домовая мышь ( Mus musculus ) - это отдельный вид грызунов из семейства мышиных, одно из самых многочисленных млекопитающих на планете.
В постройках человека они размножаются круглый год, иногда до 6-7 раз, приносят 10 и более мышат, которые в 2-3 месяца сами способны производить потомство. Да и продолжительность жизни немаленькая – в неволе 5-6 лет.
Мыши-альбиносы давно стали лабораторными животными и приносят большую пользу в исследовании самых разных заболеваний.
С другой стороны, мыши способствуют распространению страшных инфекций – чумы и туляремии, и, если эпидемии чумы, уносившие сотни тысяч человеческих жизней, ушли в прошлое, то туляремия – жестокая реальность. Вот такая грустная страница в жизни героев этого очерка.
А есть и другая – мифологическая. Оказывается, что такой маленький, привычный нам зверёк, играл большую роль в мифах и верованиях древних народов.
При раскопках времён позднего неолита, а это VII - VI тысяч лет до нашей эры, в Малой Азии в могиле жреца нашли останки множества мышей. Они были захоронены как животные, символизирующие смерть и загробный мир.
В тайной «Книге мёртвых» древних египтян мы обнаруживаем сходные верования: богиня смерти там представляется с мышиной головой. В Египте очень боялись увидеть мышь в определённые дни, так как это было, по их представлениям, знаком скорой неизбежной беды, а вот встретить редкую - белую мышь считалось большим счастьем.
Мышиная тема присутствовала в культуре всех народов Средиземноморья. Их представляли рождёнными из земли и соответственно связанными с подземным миром и злыми хтоническими божествами. Мышь была предзнаменованием самых разных несчастий: голода, войны, страшных болезней.
Наследственных жрецов в Персии и Мидии называли магами. Слово это дошло с незапамятных времён до наших дней. Маги огнепоклонники действительно обладали тайными, эзотерическими знаниями. В священном писании огнепоклонников «Зенд-Авесте», изложенном легендарным великим мыслителем Заратустрой, магов по уровню их совершенства разделяли на 3 степени. Три волхва, которые, по свидетельству Библии, узрели звезду Иисуса Христа, принесли дары младенцу, известили людей о рождении богочеловека, были магами-огнепоклонниками. Так вот, в религии магов-зороастрийцев мышь, несмотря на свой скромный вид и малые размеры, была самым почитаемым животным.
Во многих областях гомеровской Греции распространился культ Аполлона Сминфейского, его священным животным считалась мышь. А ведь прекрасный Аполлон был покровителем муз, прорицателем. Лучезарным пророком. Его часто изображали с лирой и луком, что определяло его противоречивую, двойственную сущность бога, несущего миру и свет и мрак, и жизнь и смерть. Поэтому Аполлон Сминфейский изображался стоящим на мыши, которая символизировала его смертоносную сущность. С другой стороны, мышь таким образом связывалась с гармонией, творчеством, светом.
А в средневековой Европе отношение к зверьку было однозначно отрицательным, он считался прямым пособником дьявола. В оккультных книгах чёрной магии мышь часто упоминается в рецептах колдовских снадобий для напущения порчи, гаданий, ворожбы. К тому же обилие мышей часто приносило с собой чуму, которая зловещей косой выкашивала целые города. Поэтому мышиная тема часто поднималась на судах инквизиции. На картинах художников того времени (Иероним Босх, Брейгель-старший и других) демоны часто имеют мышеподобный облик. В целом отношение отражает реальность – не за что человеку было любить маленькую мышку.
Но люди отмечали и положительные качества зверька – его ловкость, подвижность, сообразительность. Об этом говорит фольклор разных стран: сказки, пословицы, поговорки. Вспомним хотя бы свои, русские. Кто только не бил золотое яйцо – всё без успеха. А мышка бежала, всего-навсего хвостиком махнула – яйцо и разбилось. Вспомним, как вытягивали из земли репку. Собрались и дедка, и бабка, и внучка, и кошка, и собака Жучка, но без помощи крохотной мышки ничего у них не получилось.
А теперь откроем замечательную книгу Александра Николаевича Афанасьева, найдём сказку «Дочь и падчерица». Мачеха отправила старикову дочь в лес, надеясь, что там она и погибнет. Добрая девица покормила мышку кашкой и та обманула медведя и уберегла её от верной смерти. А злую дочь новой жены старика она спасать не стала, и повёз старик домой вместо богатых подарков одни косточки.
Ещё немало найдётся произведений народного творчества, где действует мышка, а вот современные писатели её не жалуют. Пусть напоминанием об этом маленьком зверьке будет этот небольшой очерк.
Что считает себя лучше вас,
Лезет без вазелиновой мази,
Перед этим пьёт кислый он квас.
Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хоте место ему – лишь тартар.
Звать его Леон Ле в интернете,
А на деле пусть вынет треску
Изо рта, тренируясь в минете,
Чтоб собрать золотого песку.
Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.
Он талантливых не подхалимов,
Сразу банит, едва дадут власть,
Терпит только сушёных налимов,
И на них отыграется всласть.
Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.
Я и сам пострадал, как Ефрешин,
Указав ему место по жизни,
Модераст этот стал совсем грешен,
Нас лишил литпричала отчизны.
Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.
Пусть намажет свой зад вазелином
И готовит его к жеребцам,
Зря был он модерастом голимым,
Нам мешал жить-творить, молодцам!