Дмитрий Сергеевич Гавриленко (род. 1 марта 1957 года) – русский поэт, прозаик, педагог и журналист.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Библиография
4 Ссылки
Биография[править]
Дмитрий Гавриленко родился 1 марта 1957 года в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области в рабочей семье. После окончания в 1972 году Старобобовичской 8-ней школы поступил на первый курс Суражского педагогического училища (теперь педагогический колледж им. А. С. Пушкина). Здесь началась многолетняя переписка с известным поэтом, литературоведом и критиком, профессором Литературного института им. Горького Л. А. Озеровым, первым оценившим стихи начинающего автора. Определённую роль в творческом становлении сыграла также переписка со С. Ю. Куняевым, тогдашним секретарём Московской организации Союза писателей России. В 1974 году, окончив педагогическое училище, поступил на заочное отделение факультета русского языка и литературы Брянского государственного педагогического института имени академика И. Г. Петровского. В это же время начал работать учителем-словесником в Петрятинской 8-ней школе Новозыбковского района. Стремление к разнообразию уроков развития речи привело педагога к активному использованию коллективных сочинений в стихах. Этот жанр наглядно открывал школьникам секреты и сложности поэтического труда, приобщал к миру прекрасного, расширял лексический запас, укреплял в классе дружбу и взаимопонимание. Первой значимой для автора публикацией стала небольшая подборка стихотворений в газете «Брянский комсомолец». Активно сотрудничал с районной газетой «Маяк», за что получил в 1980 году Почётную грамоту райкома КПСС и райисполкома. Институт был закончен в 1981 году. Переведен на должность учителя русского языка и литературы в Старовышковскую среднюю школу.
После аварии на Чернобыльской АЭС переехал с семьёй, в которой было трое малолетних детей, в Орловскую область, где с 1986 по 1991 год заведовал сельхозотделом районной газеты «Красное знамя», принят в Союз журналистов СССР, награждён Почётной грамотой областного совета ВОИР, ЦНТИ, областной организации Союза журналистов и денежной премией за пропаганду достижений науки и техники. События, связанные с аварией, нашли отражение в «Чернобыльском венке» (1988). В газете «Сельская жизнь» была напечатана подборка стихотворений с предисловием Л. А. Озерова. На Орловщине написан «Бальный венок» (1997), получивший высокую оценку известного литературного критика Л. А. Аннинского. В «Орловской правде» регулярно печатались статьи о писателях, чьё творчество связано с орловской землёй. С 1996 по 2001 год работал учителем-словесником в Оревской средней школе Краснозоренского района. В 1997 году награждён грамотой Министерства образования Российской Федерации за высокое качество преподавания предметов. В 2001 году переехал в Москву, где начал трудовую деятельность в ГОУ СОШ ЦОУ №90 преподавателем мировой художественной культуры. Был учителем русского языка и литературы в МОУ Горчаковская СОШ Московской области, школах №1219, №1871 и вечерней школе №19 Центрального административного округа столицы. Отмечен «Благодарственным письмом» Научно-методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы за подготовку учащихся к окружному туру Олимпиады по литературе и русскому языку. Сотрудничал с редакцией журнала «Юность». В нём, во втором номере за 2003 год, опубликована большая подборка стихотворений. Следующий год принёс обширную публикацию лирики на страницах десятого номера журнала. Устанавливаются дружеские отношения с заместителем редактора В. Ф. Дударевым, который позже возглавит «Юность». Лирика Дмитрия Гавриленко нашла своё место и в приложении к журналу «Юность плюс». Её оценили по достоинству не только Л. А. Аннинский, но и И. И. Ростовцева и другие критики. Глубина подтекста в стихах была отмечена поэтом, философом, прозаиком А. Г. Волохонским, приславшим автору в подарок из Германии все свои основные книги с автографами. Статьи о преподавании русского языка и литературы в школе привлекли внимание главных редакторов профильных изданий Н. М. Шанского (доктора филологических наук, действительного члена АПН СССР и РАО, профессора МГУ), А. И. Княжицкого (доктора педагогических наук, профессора), Л. А. Гончар (кандидата филологических наук). Они были тепло встречены в редакции "Учительской газеты", регулярно появлялись на её страницах.
В московский период печатался также в журналах «Наш современник», «Арион», «Учитель года», «Русская словесность», «Ковчег», "Русский язык в школе", «Русский язык и литература для школьников», «Русский язык», "Лесной газете", еженедельнике "Достоинство" и других изданиях.
Творчество
О России и малой родине - солнечная "Черёмуха" (1975): счастливое умение автора сделать слова в контексте более значимыми, чем они бывают тогда, когда появляются поодиночке. Весенние строки, написанные в начале творческого пути, опубликовала областная газета "Брянский рабочий". Необычность лирического дарования, "серебряное чистое дыханье" его метафор, проникновенная любовь и чуткость к природе проявляют себя в каждом художественном произведении, если не в каждой строчке. Звукопись предметная, без труда осязаемая. В стихотворении 1978 года под названием «А впереди…» за строкой «обмотаны оси осокой» (три ударных «о» и столько же безударных) видны колёса телеги, ускорившей ход после бездорожья. Противопоставление с союзом «а» становится важнейшим синтаксическим приёмом в создании образов. В одну из стилистических примет превратилось глубоко продуманное использование антитезы (лужа в ельнике — «грязь подсохла» в березняке). Повторы согласных звуков также вносят свои оттенки в смысл. Стихотворение «В небесах — опустевшая синь…» вошло в одну из подборок, опубликованных «Юностью». Его восемь строк содержат семнадцать звуков «с». Почти половина их — в двух стихах: «Но светло и просторно в лесу, Будто солнце весну воскресило…». Такая аллитерация означает последний яркий свет осени, фонетически отражённый поэтом. Сравнение напоминает о «воскрешении» весны. Образ прекрасно вписывается в концепцию христианских ценностей, характерных для "Божественного венка" и лирики: "Христос воскрес!" (2015), "Рождественский снегопад" (2019), "Воскресение" (2019), "Заповедь" (2021), "Изготовители" (2022).
Дмитрий Гавриленко стремится продемонстрировать верность не классическому наследию, а «золотой» сути его, обозначившей целый век русской литературы. В этом он идёт по стопам Л. А. Озерова, считавшего Пушкина царём в лирике («Ну а царей-то помним много ли? Из Александров — только Пушкина…»). Не случайно «солнцу поэзии» посвящены, помимо «Бального венка» (единственного в отечественной литературе на тему южной ссылки), ещё и «Венок поэту» (2000), и триптих «Рукотворный» (2002), и немалое количество статей, а недавняя книга стихов, объединив «Брянскую тетрадь», «Орловскую тетрадь», «Московскую тетрадь», получила то же название, что и триптих. Первая - самая ранняя по времени создания, но её завершают произведения, определившие дальнейший творческий путь. Даже если рассматривать не Чернобыль, а техногенный катаклизм вообще, то и тогда в мировой поэзии не найдётся отклика-исповеди, сопоставимой с "Чернобыльским венком". Последнюю открывают произведения две тысячи первого года: стихотворение «Спаси, сохрани и помилуй…» и «Божественный венок». Сюда вкючён также "Твой голос" (2009) и другие лирические откровения с конкретно обозначенными реалиями столицы: Арбатом, Пушкинской площадью, Грязными прудами - прежним наименованием Чистых прудов, Садовой-Спасской, Садовой-Сухаревской, улицей Талалихина.
Взята высокая планка, обусловившая такие же критерии. При общей направленности «Рукотворного» против террора в нём есть строки о творчестве:
«Душа поэта не остынет
Во вдохновении своём.
Глас вопиющего в пустыне
Вопит с пустынею вдвоём…»
Библейское изречение обыграно так, что становится прозрачной связь с «пустыней», невозможность оторваться от неё творцу, хотя он оказывается беззащитным и поневоле испытывает волю рока. Подобное испытание присутствует как в лирике Дмитрия Гавриленко (например, давнем "Ослеплённый тобою", впервые появившемся во 2-ом номере "Юность плюс" за 2005 год), так и в его прозе: «Еде для мужчин» (2009), «Протоколах мудрецов-трусианцев» (2010), «Дневнике вездесущей пылинки» (2012), рассказах «Китаец» (2009), «Холуй и императоры» (2009). Не лишены особых примет "Детективные рассказики" (2010 - 2011). Они связаны между собой образом сыщика Ефима Рябинкина, необременительным для читателей объёмом. Главный герой добивается результата в расследованиях с опорой на новые технологии и поддержку друзей.
Быль, редкий жанр с народными истоками, представлен интересными по замыслу, но особенно - по воплощению работами разных лет: "На троих" (1974), "Ночная рыбалка" (1986), "Заяц" (1991). Что касается связей с поэзией, крепёжных нитей к ней и степени родства, то об этом замечательно сказал сам поэт в стихотворении "Под вязом" (1982):
"Мы с тобою ничуть не стареем.
Осень, осень, приди поскорее,
Осени эпохальным крылом.
Этот вяз молодой под окошком
Мне приходится близким немножко:
Мы с рождения рядом живём.
Ну и корни мои глубоки!
Здесь мы с вязом совсем как дружки
Средь извечных полей золотых.
Пусть лепечет дряхлеющий клён –
Не под ним, а под вязом рождён
Мой занозистый, истинный стих"
В последние годы написано много лирических стихотворений, включая те, что развивали, разнообразили применение треугольной рифмовки: "Здравица" (2018), "Скворушка" (2018), "До свидания" (2018), "Крокусы" (2020). Изначально она заявила о себе в миниатюре "Слушает село..." (опубликована в 3-ем номере журнала поэзии "Арион", 2002 год). Песенное направление в творчестве тоже обогатилось запоминающимися работами: "Брянской песней" (2018), "Песней о голубе белом" (2019), "Красой-волшебницей" (2020). При тематическом и жанровом богатстве новые стихи Дмитрия Гавриленко верны реалистическому мироощущению. В "Наседке" (2020) читатель видит курицу, высидевшую утят, которые устремились к озеру и уплыли:
"Для забот наседки здесь не очень
Благодатное житьё-бытьё.
Бегает по берегу и квохчет
Сердце материнское её".
"Утро щебечет, воркует,
Тенькает и соловьит,
Каждую ветку сухую
Чудом оно оживит.
Чует незримое, видит,
Как устремленья ясны.
И никого не обидит
Щедрая сила весны".
Живыми, неповторимыми красками привлекает городская и гражданская лирика. Это "Волшебство цифровое" (2019),