Произведение «Блог Саввы 2. 2006.» (страница 1 из 13)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 1030 +2
Дата:

Блог Саввы 2. 2006.

Дневник Блога Саввы 2. Записи 42-82. 10.3.2006 — 15.9.2006.

42. ЯПОНСКАЯ ЖЕНА ИИСУСА ХРИСТА.

Господи!.. Прости! Прости всю глупость мою!

Прочёл «Священную книгу оборотня» Пелевина. Запоем, на одном дыхании. После этой вещи не хочется раскрывать рта. Хочется замолчать надолго. А ещё бы лучше – навсегда. Впрочем, я уже всё лучше чувствую, что я и так ничего не говорю. Говорить-то – действительно – нечего. Всё уже сказано.

Заказал Яндексу свою любимую буддистскую школу Хуаянь. Получил ссылки на 479 сайтов. Прогресс, однако! Радует, что не только мы с Пелевиным…

Пелевин нашёл – КАК сказать. Я пока не нашёл. Потому что всё не там ищу. И не то. Да и ищу ли?..

Впрочем, любое «не то» – ТО. ЕДИНОЕ И ЕДИНСТВЕННОЕ. Только надо проснуться.

+ + + 

Татьяна, Ирина! Я помню о вас. Мне очень трудно писать. Простите, если не буду отвечать очень долго. Или не буду отвечать вообще. Или буду отвечать как-то слишком странно. Ваши последние комментарии породили во мне бездну новых мыслей. Я буду пытаться сообщить хоть что-то. Вам – и всем.

Какую ерунду я, однако, пишу! Какую ерунду!.. И как славно, что можешь это написать: «какая ерунда»! Суета сует… Общаюсь с призраками своего больного ума – не замечая ЕДИНСТВЕННО РЕАЛЬНОЕ.

+ + + 

Только сейчас понял совершенно простую вещь: каждое существо должно пройти через все мыслимые страдания во всех мыслимых вселенных. Когда понимаешь, что это абсолютно неизбежно и абсолютно необходимо – успокаиваешься. Золотой лев Хуаянь учит справедливо, что спасение всех происходит одновременно и мгновенно. С последней каплей Мировой Боли, сгорающей в Сердце Бодисатвы. Она же – одна единственная. Ибо в ней – весь Океан…

А я всё ещё общаюсь с призраками. Призрак – он и может общаться только с призраками. Впрочем, пусть общается. Или – не общается.

Как же давно – я просто не писал! Просто – не писал!.. На компьютере – кажется, ещё ни разу. Только в своих рукописных дневниках, которые забросил давно, давно… Что же мне до сих пор мешало – просто писать, уже на компьютере? Суета. И страх – что тоже суета. А бояться-то – чего? Всё уже произошло. Абсолютно всё.

Дикая, дикая усталость… Тебе говорю, Господи – только Тебе – и никому больше. И если бы не она – я бы, конечно, не писал так, как пишу сейчас. Будь благословенна – усталость моей головы, усталость моего тела, усталость моей души (если она у меня есть… У кого – тоже вопрос…). И да благословит Господь мой хронический и уже совершенно критический недосып! Цып? Цып. Чип. Созвездие Рыб. Шип. Шибко не беги.

У Пелевина там тоже – прыжок… Прыжок – не пирожок. Дружок – не сапожок. Где круг – а где кружок. Где Бог – а где божок.

10.03.2006 0:50


О СТРАДАНИИ.

Татьяна! Прости все мои «препирательства»! Действительно, глупо. Но выше мне пока не прыгнуть. С гравитацией мне ещё не справиться. Ты осуждаешь меня (прости за очередное препирательство!) за «упоение страданием». Но, поверь, я действительно не знаю, что ещё существует и может существовать помимо бесконечного океана страдания. Будда и Христос осознали и пережили в себе этот Океан до последней капли. Он бесконечен – но ими он исчерпан весь. До последней капли. Только непонимание этого – неприятие этого –  причиняет нам нескончаемое страдание. Именно так я понимаю Откровение. Любое не-страдание – это тоже страдание. И любая попытка отделить страдание от не-страдания – это тоже страдание. И любые попытки куда-то уйти, убежать, спрятаться от страданий, как-то от них избавиться – это тоже нескончаемое страдание.

Если во Вселенной страдает хоть один микроб – значит, страдает вся Вселенная. Конечно, если этот микроб радуется – то и вся Вселенная радуется вместе с ним, но нет и не может быть такой радости в нашем мире, которая рано или поздно не обернулась бы страданием. 

Любой самый нестрадающий, самый счастливый человек потенциально преисполнен страданием до самых краёв, и его нестрадание может превратиться в страдание в любой момент, в любую секунду. В страдание для себя – или в страдание для других. Что по сути – одно. И если в данный момент ты не страдаешь – значит, за тебя страдает кто-то другой. И если сейчас страдает другой – значит рано или поздно будешь страдать и ты. И твои дети, внуки, правнуки.

Наверное, самое драгоценное для меня – это Познание. Познание и Страдание – это одно и то же. И здесь я, по моему, не восстаю против Традиции и не противоречу Откровению, и мой опыт соответствует Мировому Опыту. Истина №1 буддизма: «СУЩЕСТВОВАНИЕ – ЭТО СТРАДАНИЕ». Весь наш мир – это Распятие Христово. И от этого никуда не деться. Но мы можем наше существование превратить в Познание – и тогда любое страдание становится Познанием и обретает Смысл. А полнота Познания – и полнота Смысла – есть конец страдания. 

Буддистское Откровение – Дхарма – учит, что нет ничего, кроме страдания непросветлённых существ и бесконечного Сострадания Будды. И все страдания всех существ находят своё осмысление и своё разрешение в Сострадании Будды. Счастье и Спасение в том, чтобы всё страдание своего сердца всецело открыть бесконечному и безграничному Состраданию Будды и полностью разделить с Ним всю бесконечную боль и всю бесконечную радость Его Сердца. И тогда всепобеждающая сила этого Сострадания станет в тебе Радостной Вестью Освобождения для всех.

Бог – это Бесконечное Страдание Мира, через Самоосознание разрешающееся в Бесконечное Блаженство Царства Божия. Это и есть Любовь Христова. Это – Таинство Голгофы. И в нём – вся Мистерия Мира, вся Космогоническая Драма. От Сотворения – до Апокалипсиса.

Конечно, у тебя совершенно свой опыт страдания (и не-страдания). Мой опыт должен быть для тебя и малопонятен, и во многом, наверное, просто скучен. А в чём-то (вероятно) – и возмутителен, и абсолютно неприемлем. И здесь ничего не попишешь. И осуждать никого нельзя, глупо. В том числе и себя. Впрочем, себя – не жалко…

Не могу больше об этом. Чувствую – что впустую… Но «впустую» – значит, в Великую Пустоту. А иного счастья и иного спасения и не нужно. Хотя, конечно, это не женское счастье. Но во Христе Иисусе, как известно, нет ни мужеского пола, ни женского. Ни счастья – лишь по гендерному признаку.

Не могу я публиковать такой текст, не могу!..

Впрочем, перечёл сейчас ещё в который раз весь этот пассаж (который решил выделить особо и озаглавить «О СТРАДАНИИ»), ещё в который раз кое-что исправил и добавил, и смотрю, что хотя бы на «3 – » я со своей задачей, всё-таки, с грехом пополам, справился. Будда простит. И просветит (не только меня, надеюсь).

Вру, конечно. Двоечник я последний. И на месте Будды – тут не Просветлением надо награждать, а кирпичом по темечку. Впрочем, в любом падающем на тебя кирпиче – вся полнота бесконечного Милосердия Будды.

+ + + 

Татьяна, я не знаю, хватит ли у тебя терпения на общение со мной. Конечно, ты меня раздражаешь (достаёшь, как сейчас говорят, это точнее) – но разве это плохо? У Котовых – своя работа. Ты предлагаешь сосредоточиться на том, что нас объединяет, а не на том, что разъединяет. Задача – что надо. И начать здесь надо с того, что объединяет всех людей и все вещи то же самое, что и разъединяет (насколько я понимаю устройство Мироздания – насколько я понимаю Откровение). Назови это любым словом: Бог, Любовь, Истина и т.д. Как показывает мировая практика (и мой опыт), здесь надо дойти до такой головной боли, когда разница между объединением и разъединением снимается напрочь – по причине исчезновения самого субъекта объединения или разъединения, и проблема решается на корню. В буддизме эта идея (и соответственно – практика) представлена особенно хорошо, но и в христианстве, если по сути, не хуже. И особенно хорошо, как мне кажется, объединяет/разъединяет людей – всепоглощающее стремление к совершенному и безусловному Пониманию ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ – даже ценой гибели мира (и познаваемого, и познающего). О чём, по сути, и говорит Апокалипсис. Полнота Понимания есть конец мира сего. И торжество Царства Божия. Нирвана.

Наверное, ты здесь предложишь что-то своё, но главное – предложи. Предложи всерьёз – как само Спасение.

Твои вопросы – предельно важные вопросы – касательно Христа и Евангелия, так и повисли в воздухе, и будут висеть до 2-го Пришествия. Все мои попытки хоть как-то ответить на них неизбежно выливаются в «препирательство» – как и на протяжении всех предшествующих 2000 лет человеческой истории. Я не оправдываю себя. Просто хочу осмыслить ситуацию – и найти выход. Хотя давно знаю, что никакого выхода здесь нет. Как и входа. Но оглянуться в прошлое необходимо. Святой Николай Угодник публично заехал «нечестивому» Арию по физиономии на Вселенском соборе за «неправильное» понимание природы Христа. «Святейшая инквизиция» за аналогичные грехи сжигала на кострах. На Святой Руси тоже жгли – того же протопопа Аввакума. За верность унаследованным принципам – и за «препирательство» с Патриархом (Никоном). Да и Христос заработал Себе «неприятность», потому что не смог понятно и убедительно объяснить Свою природу. И Свою «сверхзадачу». Наверное, на меня рассчитывал (хотя бы в споре с тобой). Был ли Смысл в Его «препирательстве» с Иудеями?

Я попробую (в свою очередь) задать тебе несколько вопросов. Не сочти за какой-нибудь подвох – мне это важно, чтобы понять и тебя, и себя, и ещё очень многое. И вопросы эти – не только для тебя одной.

1). Считаешь ли ты Христа вполне Богом?

2). Что у тебя вместо Христа и Евангелия – как АБСОЛЮТНЫЙ АВТОРИТЕТ и как САМОЕ СВЯТОЕ? Какие авторы, какие книги, какие исторические лица – хотя бы близко?

3). Как ты относишься к заочному спору Достоевского и Толстого о Христе и Евангелии? Кто тебе здесь ближе, почему? Не всё ли это опять повторяется?

Кстати (попалась тут одна журнальная статья), до сих пор – и для самых серьёзных исследователей, и для рядовых обывателей – совершенно неразрешимый вопрос: почему Лев Николаевич и Софья Андреевна на протяжении почти полувека так фантастически изводили друг друга в своей супружеской жизни? Оба – прекраснейшие, умнейшие люди! Гордость России!.. Впрочем, Достоевский здесь со своими жёнами – тоже не ангелы… А вспомнить Пушкина, историю его дуэли – Боже мой!..

А, всё-таки, анафему со Льва Толстого Московская Патриархия наверняка не снимет…

Ты мне очень помогаешь – помогаешь Делу! Хоть и больно это всё очень. Насчёт истории моих духовных поисков – тоже помогаешь, даже одной лишь своей настойчивостью. Но что бы ты могла здесь посоветовать – и в плане формы, и в плане содержания: что и как здесь, по-твоему, было бы особенно нужно и важно именно в наше время, в нашей ситуации – и в России, и в мире? Ведь жизнь каждого неисчерпаема! И рассказать её можно миллионами способов. И в каком угодно объёме. Но как – чтобы дошло Самое Главное? Сейчас читать не очень-то любят. Разве что, упаковать Главное так, как это делает Пелевин. Но подлинный талант – неповторим. Ты гораздо больше меня непосредственно общаешься с людьми. Может, даже специально задашь кому-то какие-то вопросы по этой теме. Любой твой намёк здесь может мне очень помочь…

+ + + 

Не успеваю кончить текст. Даст Бог, завтра продолжу, кончу и опубликую. Хотя –


Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама